Сайт Подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского при ЦКБ святителя Алексия, митрополита Московского, г. Москвы
 

Беседы с доктором :

 

Твердая вера избавляет от страха
Из цикла «Если болит душа»


На вопросы отвечает православный врач-психотерапевт Вячеслав Владимирович Боровских.

 

– Мы начнем с ответа на вопрос, который поступил на сайт Вячеслава Владимировича: «Доктор, скажите, пожалуйста, есть ли в Москве филиал Вашего центра? Мне очень нужна помощь психотерапевта. У меня депрессия, причем уже несколько лет. Я проходила лечение два года назад у врача Мирского. И вот прошло два года, и все повторилось. Может быть, у Вас есть знакомый православный доктор в Москве?».
– Могу посоветовать обратиться в Москве к доктору Авдееву. Найти его можно через интернет, у него есть свой сайт.
Что касается православной психотерапии, должен сказать, что у нас нет системы подготовки православных психотерапевтов, это личная инициатива врача. К сожалению, я пока не вижу на горизонте какой-то активности в этом направлении. Верующих врачей много… Ко мне приезжают посоветоваться по поводу своих профессиональных проблем. Кому-то я даже рекомендовал заняться православной психотерапией, так как видел, что человек созрел. Но побаиваются: заниматься православной психотерапией – значит пускаться в неизвестность. Светская психотерапия гарантирует хлеб какой-то, ты можешь устроиться в поликлинику, частный медицинский центр. А если заниматься православной психотерапией, это всегда неизвестность. Работать православным психотерапевтом при православном храме, что ли? В поликлинике никто не разрешит заниматься православной психотерапией, она не входит в список 26 психотерапевтических методик, разрешенных на территории Российской Федерации.
– У нас звонок.
– Как избавиться от навязчивых страхов и неуверенности в себе?
– Страхи и неуверенность в себе – естественное состояние человека, если он вне общения с Источником своей жизни – Богом: он всегда будет не уверен в себе, очень скоро обнаружит свои слабости и немощи. Единственное, что избавляет от страхов, – это твердая вера в Бога и надежда на Него. Бог сообщает человеку очень сильные качества, когда человек не боится жить, не боится будущего, сосредотачивает все свои душевные силы на настоящем. Его не пугает его прошлое – он кающийся грешник и свято верит, что Господь очистит его от прежних грехов, управит его ум, волю, чувства. Человек доверяется Богу и живет без страха.
– Вопрос с сайта: «Моему брату 30 лет, образование высшее техническое, женат, есть дочь 4-х лет. Не разведен, но живут с женой большую часть времени порознь, она в Саратове, брат в Москве, как и вся остальная наша семья. Как выяснилось, уже более 10 лет он курит траву – гашиш, анаша, не знаю, как правильно называется. Раньше он это скрывал, сейчас перестал. В последнее время пребывает в депрессивно-агрессивном состоянии, высказываются суицидальные мысли. Все попытки родителей поговорить и начать лечить его вызывают агрессию и полное непризнание себя больным. Посоветуйте, с чего начать? Маме очень бы хотелось отправить его к Вам на лечение. Как у Ваших пациентов возникает понимание, что нужно к Вам прийти, на каких условиях они у вас находятся?».
– За суицидальными мыслями, скорее всего, ничего нет, кроме желания манипулировать сознанием близких. Это демонстративное поведение, очень характерное для разгара болезни, когда человек страдает наркотической зависимостью.
– То есть это шантаж?
– Это шантаж, но невольный – не потому, что он шантажист по природе (хотя здесь и воспитание тоже сказывается, и наследственность, духовность и так далее, которая досталась ему от предков). Таким человека делает наркотическая зависимость. Это состояние одержимости. Поэтому они говорят: «Я сейчас повешусь, прыгну из окна, вы не родители, а звери, вам меня не жалко…».
– Но ведь иногда в состоянии наркотического дурмана человек что-то с собой делает?
– Очень редко. Человек под воздействием наркотика может выброситься из окна не потому, что он хочет на кого-то произвести впечатление, а потому, что он захотел полетать, например. Под воздействием особенно синтетических каннабиноидов люди просто сходят с ума, у них развивается психоз, бред, галлюцинации, и в этом состоянии они поддаются на дьявольские измышления, чтобы испытать судьбу. И все подобные суициды происходят именно по этой причине.
Самый нежелательный сценарий развития событий для человека, который находится в разгаре болезни и не хочет лечиться, – остаться предоставленным самому себе. Тогда все заканчивается.
Если у него есть родственники, есть где жить, что есть – пить, значит, у него есть инфраструктура, чтобы наркоманить. Родители эту инфраструктуру невольно ему создают. Поэтому, если человек взрослый (а здесь человек взрослый – 30 лет), нужно обязательно прекратить любое участие в его жизни. Если родители провозились со своим сыном до 30 лет, то они ничего другого не умеют, как только нянчиться с ним; а человек может погибнуть на глазах у своих родителей.
Так вот, если родители хотят дать шанс своему сыну-наркоману, то нужно обязательно прекратить его кормить, поить и оплачивать его потребности, в том числе и его жилье. Если он хочет здесь жить – пусть он сам платит за жилье, если нет – до свидания. Пусть он думает, как будет оплачивать съемное жилье. Все, тогда никакой наркомании не будет.

Православная газета, Екатеринбург, № 33 (738) от 1 сентября 2013, http://orthodox-newspaper.ru/