Сайт Подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского при ЦКБ святителя Алексия, митрополита Московского, г. Москвы
 

№ 4. Притчи

 

 

Учение Господа Иисуса Христа о Царствии Божием в притчах.

Слово «притча» представляет собой перевод греческих слов «параволи» и «паримиа». «Паримиа» в точном смысле означает краткое изречение, выражающее правило жизни (таковы, например, «притчи Соломоновы»). «Параволи» есть рассказ, имеющий скрытый смысл и выражающий высшие духовные истины в образах, взятых из повседневного быта людей. Евангельская притча, собственно, и есть «параволи». Как поясняет свт. Иоанн Златоуст, «Господь говорил притчами для того, чтобы сделать слова свои более выразительными, облечь истину в живой образ, глубже запечатлеть её в памяти и как бы представить глазам». И в них надо искать сходства, подобия, только в общем, а не в частностях. Кроме того, каждую притчу надо понимать в связи с другими, однородными, и с общим духом учения Христова.

На вопрос учеников: «Для чего притчами говоришь?» - Господь отвечал: «Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано» (Мф.13:10-11). Ученикам Господа, как будущим провозвестникам Евангелия, через особое благодатное просвещение ума их дано было знание Божественных истин, хотя и не в полном совершенстве, до сошествия Святого Духа. А все остальные же не были способны к принятию и пониманию этих истин. Причиной чего было нравственное огрубление и ложные представления о Мессии и Его царстве, распространяемые книжниками и фарисеями, о чём пророчествовал ещё Исаия слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их (Ис.6:9-10). Если показать таким нравственно испорченным, духовно огрубевшим людям истину, как она есть, не облекая её никакими покровами, то они и видя не увидят её, и слыша не услышат её. Только лишь в образах притчи, соединённой с представлениями о предметах хорошо знакомых, истина становится доступной восприятию и пониманию: насильственно, сама собой загрубелая мысль возносилась от видимого к невидимому, от внешнего – к высшему духовному смыслу.

В Своих проповедях и притчах Господь Иисус Христос весьма точно разграничивает понятиеЦарства Небесного от понятия Царства Божия. Царством Небесном Он называет то вечное блаженное состояние праведников, которое откроется для них в будущей жизни после последнего Страшного Суда. Царством Божиим Он называет основанное Им на земле царство верующих в Него и стремящихся творить волю Отца Небесного. Это Царство, открывшееся с приходом Христа Спасителя на землю, неприметно вселяется в души людей и подготовляет их на земле к наследованию имеющегося открыться по кончине века Царства Небесного. Раскрытию этих понятий и посвящены притчи «о сеятеле», «о плевелах», «о зерне горчичном» и другие, изложенные ев. Матфеем в 13 главе и в параллельных местах у ев. Марка и Луки.
Обратимся к притче «о сеятеле». Евангелисты Матфей и Лука приводят её толкование Господом.
Вот вышел сеятель сеять (Мф.13:3). Но кто же этот сеятель? В притче о плевелах, Иисус Христос под именем сеятеля подразумевает Себя, Сына Человеческого, как это видно из данного Им Своим ученикам объяснения той притчи: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий (Мф.13:37). Поэтому, надо признать, что сеятелем считается здесь прежде всего Сам Иисус Христос, а затем и все Апостолы, преемники их и проповедники, сеющие слово Божие. А семя есть слово Божие (Лк. 8:11).
Как разнообразна бывает почва, в которую бросает сеятель семена, так и разнохарактерна бывает толпа народная, пред которою выходит проповедник, сеятель слова Божия.
И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то (Мф.13:4). Семя, упавшее на невспаханную почву, неподготовленную к прорастанию, не дало ростка. Птицы поклевали его.
Господь разъясняет ученикам: «ко всякому, слу-шающему слово о Царствии и не разумевающему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге (Мф. 13:19), чтобы они не уверовали и не спаслись (добавляет ев. Лука 8:12). Господь посеянному семе- ни при дороге уподобляет таких слушателей слова Божия, которые не разумеют его, которые не в силах даже и понять его, как не в силах бывает утоптанная дорога принять упавшее на неё зерно. Приведём пример из нашей жизни: В церкви читали Евангелие. Стоял тут среди других один человек, который внимательно слушал чтение, но ничего не понял. Выходя из церкви, он встретился с выходящим оттуда же приятелем и просил его объяснить ему прочитанное Евангелие, но тот сказал ему, что и сам ничего не понял. Тогда идёт он к одному знакомому и просит растолковать ему, что означают слышанные им слова Евангелия. Но знакомый его был неверующий и сказал ему: «напрасно и слушал, только время потерял! Не стоит и слушать того, что там читают!». Не получив ни от кого объяснения, человек этот не получил никакой пользы от услышанного им слова Божия, и скоро забыл его. Оно было похищено у него. Конечно, если бы он обратился за разъяснением к верующему и понимающему смысл и значение слова Божия, то тот дал бы ему настоящее объяснение, и слово Божие проросло бы и в нём, как может прорасти и зерно на дороге, если её вскопают и разрыхлят.

Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и,как не имело корня,засохло (Мф.13:5-6).

Слово Господа на это место притчи: «а посеянное на каменистом месте означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен; когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется (Мф. 13:20-21). Это люди, которые, услышав слово Божие, сразу же поняли его, уразумели всё. Умом они приняли его, но сердце-то их не отзывчиво к добру. Умом они понимают, что надо любить ближних, даже врагов, и благо творить им. Они сознают, что надо прощать всем и не гневаться ни на кого, за причинённое зло воздавать добром. Но как только приходиться им доказывать всё это на деле, то росток слова Божия и засыхает в них, и они оказываются бессильными согреть его в холодном сердце своём. Они охотно принимают благую весть о вечном блаженстве в Царстве Небесном. Но когда приходится, для достижения этого блаженства, изменить привычный образ жизни, отстать от грехов, вести упорную борьбу с искушениями, претерпеть лишения, а иногда и гонения за веру, то оказываются малодушными, бессильными в борьбе со злом. Они падают духом, вера их ослабевает. И как гибнет под палящими лучами солнца растение, не имеющее корня, так гибнуть и надежды их на Царство Небесное.

Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его (Мф. 13:7). Семя это упало не в разросшиеся кусты терния, а в такую почву, из которой они выкорчеваны, но корневища терновые не все извлечены. После посева по земле, казавшейся хорошо разработанною, оставшиеся в ней корни терния прорастают. Всходит и посеянное семя, но быстро растущие побеги терния заглушают его, лишают света, поглощают всю влагу из почвы, и не дают посеянному правильно развиваться. Вырастает из него тощий стебель, который не даёт колоса и зерна. 

Господь разъясняет: «посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно» (Мф.13:22). Эти люди принимают слово Божие, но оно не возрождает их: наслаждения житейские (Лк.8:14), погоня за богат-ством, суета и предрассудки века не дают им времени укрепиться в вере, заглушают божественное слово. Слово это всё более и более забывается и потому остаётся бесплодным. Такие люди сознают, что хорошо было бы достигнуть вечного блаженства в Царстве Небесном, но тут же мир предлагает им свои земные блага. Вечное блаженство, рассуждают они, когда-то ещё будет. А молодость, наслаждения житейские, богатство - уйдут и не вернёшь их, если вовремя не воспользуешься ими. Покаяться и жить по заповедям Божиим ещё успеем, и потому пользование благами мира сего не помешает нам в своё время подумать и о Царстве Небесном. Так рассуждают люди, в которых слово Божие заглушается терниями. Они не замечают, что терние всё более и более разрастается, - что тощему стеблю посеянного в них слова становится всё теснее и теснее, - что приходит, наконец, время, когда трудно и поздно уже вырывать поросли терния, сильно разросшиеся. Они забывают также, что нельзя служить Богу и мамоне, и что человек не знает ни дня, ни часа, когда отозван будет из этой жизни.

Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное в тридцать (Мф. 13:8).

Господь заканчивает разъяснение этой притчи словами: «упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк. 8:15). Здесь Господь говорит о тех людях, которые слушают слово Божие и разумеют его. То есть их добрые и чистые сердца заботливо хранят слово Божие, а сами эти люди в терпении несут иго Христово и через то достигают известных степеней совершенства, сообразно усилиям, употребляемым ими для достижения Царства Небесного, и приносят плод во сто крат, в шестьдесят и в тридцать. Упоминанием о терпении Господь подчёркивает, что вера сама по себе не производит в человеке дух ревности без всякой борьбы и усилий.

…Окончив беседу с учениками, Иисус спросил их: поняли ли вы все это? (Мф.13:51). И убедившись, что они теперь понимают Его, называет их книжниками, но не теми книжниками-иудеями, которые знали только старое, ветхозаветное пророчество о пришествии Мессии, да и то не понимали его. А книжниками, наученными проповедью Христа, знающими и старое пророчество и новое учение о Царстве Небесном.

(Б. Гладков. Толкование Евангелия. – М., изд. Столица, 1991. - С. 291-304).