И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. (Лк. 17, 5).
Каждый из нас имеет свою глубину и напряжённость веры. При этом та и другая всякое мгновение в нас изменяются. И чем мы слабее, тем более этих перемен и тем они непредвиденней. Мы все это хорошо знаем, если внимательно наблюдаем себя. Сейчас мы сильны духом, чувствуем его подъём и вера так осязательно близка нам, её тайны так прозрачны и очевидны для нашего духовного взора. Мгновение – и волна веры отхлынула; самосознание померкло, потускнело; его цельный блеск покрылся точно рябью сомнений; уровень его сил упал, всё в нас перепуталось и сжалось. Что сейчас было так ясно, казалось так возможным и очевидным, переживалось как близкое и родное, то стало чуждым, далёким, сомнительным, даже невозможным. Таинственная стихия отступила, и всплеск волн её затих. Душа чувствует себя обнажённой и оставленной; тревога пустоты охватывает и сушит её. Она призывает назад родную благодатную влагу, которая так любовно покрывала её и в в безграничном просторе которой ей было так легко и свободно. Но она бессильна задержать её закономерно идущий отлив.
Волны нашей веры – лишь прибой и отбой к нашему духу беспредельного моря божественной жизни. И он – в руках Бога: его движения и сила повинуются Господню мановению. Он учащает его темп, увеличивает его высоту и соразмеряет его силу. Он знает, сколько благодати веры для нас нужно. От Него зависит умножение её, и не нам что-либо изменить в определении Его. Оно рассчитано на ту глубину нашего духа, которая недосягаема для нашего мелкого сознания; оно направлено к тем вечным целям, которые постоянно ускользают от нашей слабой и колеблющейся свободы. Мы должны покориться мудрости Божией и детски вверить себя Его любви к нам. Прекрасно поётся в псалме: Господи! Не надмевалось сердце моё, и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? Душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди (Пс. 130, 1-2). Будем покойны на лоне Бога; не будем бунтовать против Него, когда дыхание Его благодати как будто отходит от нас и вера не проникает и не расширяет нашего сердца своим горячим потоком. Не будем придавать цены нашим детским соображениям, отчего и зачем такие перемены со стороны Бога в отношении к нам; не будем забегать мыслью о себе вперёд уделённой Им нам веры. По данной мне благодати всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил (Рим. 12,3).
Однако всё сказанное не означает того, что наша свобода и мысль совершенно бессильны в приумножении веры в нашей душе. Мы должны пользоваться мгновениями благодатного прилива веры, как пользуется благоразумный хозяин нахлынувшим разливом горной реки для своих садов и полей. Сколько энергии и умения он употребляет на это! С прибоем реки он поспешно углубляет канавки и отводит по ним воду, куда нужно. С её убылью он старательно засыпает их входы, чтобы сохранить воду у корней до следующего благодатного её подъёма. Подобно сему и мы не должны легкомысленно и лениво пропускать находящиеся на нас приливы веры, а должны пользоваться ими и заботливо питать и освежать их благодатными струями те чувства, мысли и стремления, которые покоятся в нашей душе, и всячески хранить эту влагу веры от иссушающих сомнений в периоды упадка духа. Тогда мало-помалу незаметные, как горчичное зерно, семена Христовой жизни, при неусыпном внимании и заботливом уходе, дадут хороший всход, зацветут и принесут плод. Со временем же, став сплошным лесом крепких и ветвистых деревьев, они сами уже будут привлекать с неба благодатный дождь веры и низводить его к самым сокровенным и глубоким корням нашей души…
«Ты же, человек Божий, … преуспевай в вере …» (1 Тим. 6, 11).
(епископ Михаил (Грибановский) Над Евангелием, изд. ПСТГУ, М,2004,С. 5-7).
Из «Келейных записок» преподобного Варсонофия Оптинского
Благодать означает буквально благой дар (2 Тим. 1, 9).
Под именем Божественной благодати должно разуметь всякий дар Божий, вещественный или духовный, который даётся людям по любви Божией, без всякой с их стороны заслуги, например: жизнь, здоровье, душевные способности.
(Прп. Варсонофий Оптинский, Беседы. Келейные записки. Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 2005, С. 385).
Из духовных наставлений святителя Тихона Задонского, епископа Воронежского и Елецкого
Краткое христианское нравоучение
Помни всякий Христианин, что Бог есть, и что Он не только на дела твои, но и на самые твои мысли и намерения смотрит, и что ты нигде ни с чем от Него утаиться не можешь.
Помни, что Он жизнь твою, здравие и силы хранит, что какое ты не имеешь в жизни твоей благополучие, всё Он тебе даровал.
И так благодари Ему всякий час за оказуемую тебе от Него милость, люби Его всем сердцем, почитай Его, повинуйся Ему во всём, и призывай Его в помощь во всяком деле твоём. Когда Он тебе поможет, то все твои дела и труды всегда будут приносить тебе пользу и иметь успех.
Помни, что небесный Отец послал в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, веруй ты в Него, и повинуйся Божественному Его учению, которое в Евангелии тебе открыто, и здесь кратко изображено, чтоб тебе исполнить обещания, какие ты дал Богу при крещении, наследовать вечную жизнь, и не напрасно называться Христианином.
В воскресные и праздничные дни приходи в церковь, и падши с благоговением пред Богом, приведи себе в память все милости, какие ты от Него получил. Благодари Его за них от всего твоего сердца, и обещайся в знак твоей благодарности жить так, как Он тебе приказывает. Сие есть угоднейшая Богу жертва.
Почитай во первых Государя, как от Бога установленную власть, и покоряйся ему во всём. Почитай пастырей духовных, господ, отца твоего и матерь, и всех стариков, и добродетельных людей, и повинуйся полезным их наставлениям.
Не только о себе старайся, чтобы ты был добродетелен, но жену, детей и домашних твоих наставляй на всякое доброе и Богу угодное дело. Берегись при них не только худое делать, но и говорить, чтоб тем не приучить их к злу. Так почиет на доме твоём Божие благословение.
Помни всегда, что ты для того в свет родился, чтоб тебе всем, сколько возможно, во всяком случае добро делать.
Люби не только ближних и благодетелей, но и самых врагов твоих, чтоб ты тем и их усмирить и исправить, и добрыми людьми сделать мог.
И так не дерись ни с кем, и не бранись. А хотя б кто тебя и обидел, старайся, сколько можно, сие снести, и при случае добро ему делать.
Милуй и скот твой, который тебе дал Бог на услужение.
Берегись не только скверных дел, но и слов, чтоб не только по делам твоим, но и по словам ты был чистый и непорочный человек.
Ничего ни у кого не кради и не отнимай, а будь доволен тем, что ты своими трудами наживёшь.
Будь трудолюбив, и убегай праздности. Ибо как трудолюбие угодно есть Богу, так напротив праздность, как источник всякого зла, есть грех весьма Ему противный.
Никогда не лги, а говори всегда правду. Ибо всякая ложь и обман есть вреднейший из всех пороков, и дело обыкновенное только диаволу.
Не пьянствуй. Ибо Бог тем паче от пьяного отвращается, что пьяный всякое худое дело скорее сделать может, нежели трезвый.
Когда ты сия сохранишь, то милосердый Бог не только в сей жизни милостив к тебе будет, но и в будущей прославит тою славою, которую Он святых своих прославляет, и все люди будут тебя любить
(«Святителя отца нашего Тихона, епископа Воронежского и Елецкого НАСТАВЛЕНИЕ о собственных всякаго христианина должностях», репринтное издание, Санкт-Петербург, 2005, С. 253-256).