День памяти 13/26 августа
«Вера есть несокрушимая крепость души».
Преподобный Иоанн Лествичник
Святой мученик Ириней пострадал в Риме в 258 году при императоре Валериане (253–259). Это было время, когда Церковь Христова претерпевала страшные гонения. Правящий иерарх – Папа, избирался на верную смерть. Христиане вынуждены были скрываться, богослужения совершались тайно, в домах верующих, или в катакомбах. Но когда римская власть обнаруживала их и, заставляя отречься от Христа, подвергала жестоким мучениям, они мужественно и открыто исповедовали свою веру, добровольно принимая страдания и мученическую смерть.
Очень часто язычники, видящие их исповеднический подвиг, воспламенялись их верою и уже в скором времени сами становились мучениками за Христа. Несмотря на ярость мучителей и жестокость мучений, христиане не страшились тайно и явно сопровождать к месту казни братий своих. Там принимали они от них последние завещания, укрепляли их в подвигах мученичества, собирали полотенцами кровь их и особенно святые останки их. Они ничего не щадили, даже жизни свои, чтобы достать от мучителей эти священные останки, которые потом с честью погребали в местах собраний своих, на гробах их поставляли алтарь и ежегодно совершали память брата, положившего душу свою за веру Христову. Так было и в те дни, когда пострадали св. мученики Ириней и Авундий (память 13/26 августа), а немного раньше мученический венец приняли св. Папа Сикст, св. мчч. Феликиссим и Агапит, св. мч. Роман, воин, св.мч. Лаврентий, св. мч. Ипполит, св. мц. Конкордия и др. мученики. Их доблестные страдания связаны друг с другом, поэтому ниже мы расскажем о каждом из них.
После мученической кончины святого Папы Стефана, убитого римскими воинами прямо в катакомбах (253–257, память 2/15 августа), епископом в Рим был поставлен Папа Сикст. Он был родом из Афин, получил хорошее образование, проповедовал в Испании и был любим всею Церковью.
В скором времени святой Сикст был также схвачен вместе с двумя своими диаконами Феликиссимом и Агапитом. Когда их вели в темницу, их увидел архидиакон Лаврентий, еще один верный ученик Папы Сикста. Архидиакон Лаврентий со слезами воскликнул: «Куда ты, отче, грядешь? Зачем оставляешь своего архидиакона, с которым всегда приносил Бескровную Жертву? Возьми своего сына с собой, чтобы и я был общник тебе в пролитии крови за Христа!» Святой Сикст отвечал ему: «Не оставляю тебя, сын мой. Я старец и иду на легкую смерть, а тебе предстоят более тяжкие страдания. Знай, что через три дня после нашей смерти и ты пойдешь за мной. А теперь пойди, продай церковные сокровища и раздай гонимым и нуждающимся христианам».
Святой Лаврентий с усердием исполнил завет святителя. Спустя несколько дней, услышав, что святой Папа Сикст поведен с диаконами на суд, святой Лаврентий пошел туда же, чтобы видеть их подвиг. Ему удалось подойти к святителю и он сказал: «Отче, я уже выполнил твое поручение, раздал врученное тобою сокровище, не оставь меня!» Услышав о каком-то сокровище, воины взяли святого Лаврентия под стражу, а св. Папу Сикста и св. диаконов Феликиссима и Агапита усекли мечом.
Император, заключив святого Лаврентия в темницу, поручил надзирать за ним начальнику тюрьмы Ипполиту. В темнице святой Лаврентий молитвой исцелял собиравшихся к нему больных и многих крестил. Пораженный этим, Ипполит сам уверовал и принял Крещение от святого Лаврентия со всем своим домом. Вскоре архидиакон Лаврентий был вновь приведен к императору с приказанием показать спрятанные сокровища. «Дай мне срок три дня, и я покажу тебе эти сокровища», – ответил святой Лаврентий. За это время он собрал множество нищих и больных, питавшихся лишь милостыней Церкви, и, приведя их, объявил: «Вот те сосуды, в которых вложены сокровища. И все, кто влагает свои сокровища в эти сосуды, с избытком получают их в Царствии Небесном». Разгневанный император предал святого Лаврентия жесточайшим мукам, принуждая его поклониться идолам. Мученика били скорпионами (тонкая железная цепь с острыми иглами), опаляли раны огнем, били оловянными прутьями.
Во время страданий святого Лаврентия один из бывших там римских воинов – Роман внезапно воскликнул: «Святой Лаврентий, я вижу светлого юношу, который стоит около тебя и отирает твои раны! Заклинаю тебя Господом Христом, не покидай меня!». Когда святого Лаврентия сняли с дыбы и отдали в тюрьму к Ипполиту, воин Роман принес туда водонос с водой и умолял мученика крестить его. Сразу же после Крещения воины отсекли св. Роману голову.
Когда св. мученика Лаврентия повели на последнее испытание, военачальник и блюститель тюремный Ипполит хотел также объявить себя христианином, чтобы умереть вместе со своим учителем, но исповедник сказал: «Затаи ныне свое исповедание в сердце. Спустя немного времени я позову тебя, и ты услышишь и придешь ко мне. А обо мне не плачь, лучше радуйся, я иду получить славный мученический венец».
Святого Лаврентия положили на железную решетку, под которую подложили горячие угли, а слуги рогатинами прижимали к ней тело мученика. Святой Лаврентий, взглянув на правителей, сказал: «Вот, вы испекли одну сторону моего тела, поверните на другую и ешьте мое тело!» Умирая, он произнес: «Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты сподобил меня войти во врата Твои», – и с этими словами испустил дух.
Святой Ипполит, ночью взял тело мученика, обвил пеленами с ароматами и дал знать пресвитеру Иустину. Над мощами мученика в доме вдовы Кириакии совершили всенощное бдение и Божественную литургию. Все присутствовавшие христиане причастились Святых Таин и с честью похоронили в пещере тело святого мученика архидиакона Лаврентия 10 августа 258 года. Домой святой Ипполит возвратился лишь на третий день после погребения. Все домашние его, – числом девятнадцать человек обоего пола, – были христиане, – они также участвовали в погребении святого Лаврентия, которым были крещены и наставлены в истинах христианской веры.
О погребении святого Лаврентия донесли императору. Он повелел схватить святого Ипполита и, смеясь, спросил его: “Или ты тоже сделался чародеем, что украл тело Лаврентия? Принеси жертву богам, чтобы тебе, подобно Лаврентию, не погибнуть от мук.” Но святой Ипполит исповедал себя христианином. Его стали жестоко бить палками. В ответ слышались лишь повторяющиеся слова: “Я христианин”. Император велел одеть святого Ипполита в воинские одежды и сказал: “Вспомни свое звание и будь нашим другом, принеси жертву богам вместе с нами, как прежде”. Но мученик отвечал: “Я воин Христа, Спасителя моего, и желаю за Него умереть”. Тогда у него было отобрано все имение, его кормилицу, святую мученицу Конкордию, забили оловянными прутьями, а всем домашним отсекли головы на глазах у святого Ипполита. Самого же его привязали к диким коням, которые влачили его по камням до смерти. Это произошло 13 августа 258 года, на третий день после мученической кончины архидиакона Лаврентия, как он об этом предсказал святому Ипполиту. При наступлении ночи к месту их казни пришел пресвитер Иустин вместе с другими верующими и, собрав тела святых мучеников, предал их там же погребению.
Тела же святой Конкордии, не смотря на самые тщательные поиски в городе, никак не могли найти. Это так сильно опечалило пресвитера Иустина, что он заплакал. Честное же тело святой Конкордии было, по приказанию мучителя, было брошено в нечистое место – в тоннель канализации, поэтому христиане не могли найти и похоронить мученицу.
Спустя две недели со дня смерти блаженного Ипполита один римский воин пришел к работнику канализации, тайному христианину Иринею, и сказал, что на теле Конкордии остались драгоценности, которые он хотел бы получить. Святой Ириней сообщил об этом пресвитеру Иустину. Ночью святой Ириней, взяв с собою другого христианина – Авундия, спустились в клоаку и обнаружили нетленное тело мученицы; воин, обыскав останки, не нашел драгоценностей и бежал из города. Святые же Ириней и Авундий принесли честное тело св. мученицы Конкордии к пресвитеру Иустину, который похоронил ее рядом со святым Ипполитом и прочими мучениками. Наутро это стало известно императору. Он приказал схватить Иринея и Авундия и, бросив их туда, откуда они извлекли тело святой Конкордии, утопить живыми в нечистотах. И оба святые умерли там в двадцать шестой день августа месяца. Пресвитер Иустин нашел тела мучеников и предал погребению при мощах святого Лаврентия, славя Христа Бога, славимого со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь.
О почитании гробниц св. мч. Иринея и св. мч. Авундия упоминается в ряде римских паломнических VII-VIII вв итинерариев (лат. - путеводитель, подорожное описание, иногда в виде схематической карты). Согласно одним описаниям, гробницы мучеников находились в особой капелле при базилике сщмч. Лаврентия (Сан-Лоренцо фуори ле Мура), в других сообщается, что они хранились в базилике под алтарем сщмч. Лаврентия. В портике базилики указывали камень, который палачи привязали на шею св. мч. Авундия прежде чем бросить его в канализационную канаву.
О мучениках и об их гробницах упоминается в поэме Флодоарда Реймсского «De Christi triumphis apud Italiam» (Победы Христа в Италии; X в.). В XI в. несколько произведений, посвященных святым мученикам Иринею и Авундию, написал германский поэт и проповедник Готшальк из Лимбурга, капеллан Генриха IV. По просьбе монахов Лимбурга Готшальк составил 2 гомилии на день памяти мучеников (Гоми́лия от греч. ὁμιλία — «общение, беседа», – форма проповеди, содержащая истолкование прочитанных мест Священного Писания. Является наиболее древней, апостольских времен, формой проповеди).
Большую часть этих произведений занимают размышления о страшной и унизительной кончине святых, после которой они обрели небесную славу. Используя примеры из Священного Писания, проповедник показывает, что подлинная, греховная нечистота находится в душе человека и от этой нечистоты должно очищаться праведной жизнью и аскезой, невзирая на препятствия и унижения. Во 2-й гомилии говорится о том, что Готшальк составил также оффиций (historia in matutinis canenda) – специальное богослужение в честь мучеников.
В конце XIV в. повествование о святых мучениках Иринее и Авундии было включено в «Перечень святых» Петра Наталиса (Petr. Natal. CatSS VII. 116). Память мучеников под 26 августа значится в Римском Мартирологе (XVI в.). Сказание о святых мучениках Ипполите, Конкордии, Иринее и Авундии, заимствованное из западных источников, было включено святителем Димитрием Ростовским в «Книгу житий святых» (4-й т. изд. в 1705). С тех пор память святых мучеников совершается и Русской Православной Церковью (день памяти 13/26 августа). Частицы мощей св. мчч. Иринея и Авундия хранятся в церкви Санта-Мария ин Портико ин Кампителли в Риме.
Святому мученику Иринею Римскому можно поклониться и в нашем храме – частица его мощей находится в мощевике храма Тихвинской иконы Божией Матери.
Тропарь. Мученикам:
Мученицы Твой, Господи, /
во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего: /
имуще бо крепость Твою, /
мучителей низложиша, /
сокрушиша и демонов немощныя дерзости. /
Тех молитвами /
спаси души наша.
Таковы были доблесть и терпение свв. мучеников, которых Церковь давно и достойно назвала лучшим украшением своим – багряницею и виссом своим. Среди жесточайших мучений, они пребывали верными Христу даже до смерти и в себе самих оставили нам прекрасные образцы того, с каким мужеством и терпением должно бороться с врагами нашего спасения, какие бы они ни были, внешние ли враги креста Христова, или внутренние – страсти и похоти. “Темже и мы толик имуще облежащ нас облак свидетелей, гордость всяку отложше, и удобь обстоятельный грех, терпением да течем на предлежащий нам подвиг”.
Статья подготовлена по материалам сайтов:
https://mospat.ru/calendar/svyat1/aug10-lavrentij-sikst.html
http://www.pravenc.ru/text/674039.html
http://omsk-eparhiya.ru/orthodoxbasics/Jitiya/8/13Ippolit.htm
http://days.pravoslavie.ru/Life/life4432.htm
http://www.pravoslavie.by/page_book/svjatye-mucheniki