В Кобелякском районе Полтавской области есть небольшое село Козельщина, бывшее родовое имение графини Софии Михайловны Капнист, перешедшее к ней от Павла Ивановича Козельского, по имени которого это село и названо.
Павел Иванович Козельский происходил по матери своей из рода Сиромахи — из запорожцев. По фамильному преданию Капнистов, Павел Иванович не раз передавал графу, что один из его предков, Сиромаха, был запорожским войсковым писарем (начальником штаба) у гетмана Полуботка. В 1764 году Сиромаха подписал акт окончательного присоединения Малороссии к России. За это ему был пожалован кусок земли (10.000 десятин), на котором впоследствии основалось село, перешедшее по наследству Павлу Ивановичу Козельскому, а от него к Капнистам.
До конца февраля месяца 1881 года это село было никому неизвестно. Но вот событие, совершившееся здесь 21 февраля 1881 года, и события последующего времени сделали это село замечательным и известным по всей России. Этим событием стало чудо милости Божией – чудо исцеления дочери графа Владимира Ивановича Капниста, правнука венецианского графа Василия Канисси – грека, некогда поселившегося в Малороссии. Исцеление получила старшая дочь графа, Мария, которую, по суду человеческому, признавали уже неисцелимо больной. Чудо это было явлено по крепкой вере и горячей молитве девочки у иконы Божией Матери, которая с давнего времени составляла их фамильную драгоценность.
Икона эта небольшая (40 – 30 см), древняя (XV века), написанная в Италии. Она была привезена в Россию одной из фрейлин императрицы Елизаветы Петровны. Владелица иконы вышла замуж за писаря Запорожского войска Сиромаху. Так икона попала в Малороссию. В XIX веке она принадлежала роду графов Капнистов, потомков фрейлины, и была их семейной святыней. На ней изображена Богоматерь в хитоне, усыпанном звездочками; на коленях Ее покоится Предвечный Младенец, держащий в правой руке крест. Справа изображена чаша с ложечкой, вероятно в символ того, что Богоматерь принесла радость миру: «Радуйся чаше, черплющая радость» (стих акафиста Божией Матери). Лики Божественного Младенца и Богоматери на этой необыкновенно красивой иконе полны какой-то утешительности. Поэтому была она почитаема не только семьей Капнистов, но и многими сторонними людьми, знавшими о ее существовании. По преданию, она особенно помогала девушкам, прибегавшим к ней с мольбой устроить семейное счастье. При этом установился обычай, чтобы молящийся чистил ризу на иконе, протирая ее ватой или полотенцем, отчего риза всегда сияла.
От этой-то святой иконы и получила исцеление дочь графа Капниста, девица Мария.
Чудесное исцеление Марии Владимировны Капнист.
Во время учебы в Полтавском институте благородных девиц Мария тяжело заболела. В 1880 году, на масленице, девушка вывихнула себе ногу с искривлением ступни. Полтавский врач Мейер признал повреждение незначительным. То же говорил и знаменитый харьковский хирург Грубе. Он наложил гипсовую повязку, советовал по особому его рисунку изготовить башмак, прописал теплые ванны и внутрь прием железа. В деревне все эти советы были тщательно исполнены. Однако не только никакой пользы не было, но на Пасху болезнь перешла в сустав другой ноги. Профессор Грубе приказал тогда везти больную на Кавказ и лечить минеральными водами. На Кавказе обнаружились новые повреждения: вывихи в плечевых суставах и в левом бедре и крайняя чувствительность в позвоночном столбе, обусловленная страданием спинного мозга. Электричество, ванны; железистые воды — все было испробовано без пользы. Граф повез дочь в Москву. Больная была исследована знаменитыми невропатологами, профессорами Кожевниковым и Корсаковым, хирургом Склифасовским и терапевтами проф. Павлиновым, Митропольским и Каспари. Но и они не смогли оказать помощи и отправляли Марию к европейским знаменитостям Гютеру и Шарко. Приезда Шарко и без того ждали в Москве, куда его звал известный капиталист Лямин. Поэтому граф Капнист остался ожидать его, а дочь с женой отправил в деревню, условившись, что они выедут в Москву по первой его депеше.
21 февраля 1881 года пришла от графа в деревню телеграмма, что Шарко выехал в Москву. Графиня решила ехать на другой же день и посоветовала дочери помолиться пред их семейной иконой и почистить при этом ризу на иконе. Такой был обычай в их семье.
Больная крепко обняла икону слабыми страдающими руками и, прильнув к ней излила в горячем молитвенном порыве всю свою веру. Вдруг она почувствовала, что с нею творится что-то чудесное. Присутствие жизненной силы внезапно появилось в руках и ногах, дотоле лишенных чувствительности. Вне себя Мария громко закричала: «мама, мама, я чувствую ноги, я чувствую руки!» И тут же она стала быстро срывать с ног тяжелые, по восьми фунтов, металлические упорки и бинты. Мать думала, что дочь лишилась рассудка. Ее порывистые движения, радостное лицо и крики казались настрадавшейся женщине припадками безумия. Но, наконец, она удостоверилась, что дочь чудесно исцелена.
В доме было много гостей. Прибежав на крик, они увидели, что молодая графиня ходит здоровою. Тут же был отслужен молебен, и можно представить себе, с каким чувством молились присутствующие.
Несмотря на полное исцеление дочери, графиня решилась везти ее в Москву, куда они и выехали на другой день, взяв с собой икону. В Москве граф устроил собрание ученых врачей. Врачи, во главе с Шарко, отказывались приискать научное объяснение происшедшему, и Шарко говорил, что, если б не такие достоверные свидетели, как московские профессора, то он бы счел все это событие за мистификацию.
Граф стоял в Лоскутной гостинице. Слух об исцелении быстро распространился по Москве, и народ стал стекаться сперва в номер гостиницы, а потом в церковь, куда перенесли икону и где происходила необычайная давка.
В последних числах марта семья графа с иконой выехала обратно в деревню. Вскоре по их приезду в усадьбу пришла слепая девица, рассказавшая, что Богоматерь во сне велела ей идти к Ее иконе. Графиня вынесла ей икону, перед которой та долго молилась, и через несколько дней пришла уже зрячею на оба глаза.
Создание Козельщанского Рождество-Богородичного монастыря.
С разрешения Полтавского Владыки Иоанна граф устроил в своем саду часовню, где поместили икону 23 апреля 1881 года. Иногда к иконе стекалось от 5 до 7 тысяч человек, богатых и бедных, разных сословий, для чествования и молебнов. Чудеса записывались, и двадцать одно чудо было обследовано отряженною из Полтавы комиссией. Один мальчик исцелился на глазах комиссии.
8 сентября 1881 года в день Рождества Божией Матери с разрешения епархиального начальства был положен первый камень в основание храма. При участии графа к 7 сентября 1882 года храм был готов. Он был освящен архиепископом Иоанном в честь и славу Пресвятой Богородицы. Главный престол — посвящен Рождеству Божией Матери, придел — в честь Марии Магдалины.
Со временем Козельщанский приход благоустраивается. Граф ходатайствует о создании женской общины, обещая пожертвовать землю из своего имения. Синод указом от 1 марта 1885 года благословил учредить женскую общину с больницей, школой, богадельней.
4 июня 1886 года во вновь образованной общине был устроен крестный ход. Козельщанскую икону Божией Матери несла исцеленная Мария, не чувствуя при этом никакой тяжести, хотя икона была ей не под силу. 22 июля 1887 года положено основания корпуса с зимней церковью, освященной в честь Преображения Господня, с приделом в честь Святителя Николая.
Указ Синода от 17 февраля 1891 года возвещал об возведении общины в монастырь.
4 мая 1904 года обитель посещали Император Николай Александрович и Великий Князь Михаил Александрович, пожелавшие поклониться чудотворному образу Божией Матери во дни переживаемых и грядущих для России испытаний…
В 1929 году советские власти закрыли монастырь, начались репресии. Пострадали за Христа духовник обители архимандрит Александр (Петровский) — ныне новоканонизированный поместным собором священномученник Александр архиепископ Харьковский и матушка игуменя Олимпиада II (зверски замучена в Полтавской тюрьме— на груди ей вырезали крест, место погребения ее не известно). Перед закрытием монастыря, на образе Божией Матери, находившемся на святых вратах обители, на лике начали выступать кровяные слезки. Советские власти, чтобы не распространялись слухи о чуде Божией Матери, принуждали игумению Олимпиаду II подписать бумагу, что с иконы выступает краска, а не кровь. Матушка игумения, письмоводительница — монахиня Феофания и раба Божия Анна отказались скрыть чудо, за что и были отправлены в Полтавскую тюрьму.
В 1941 году немецкие войска вошли в Козельщину. Главный штаб разместился в соборе. Ночью, когда все спали, дежурные заметили женскую фигуру во всем черном. Они начали преследовать ее, стараясь задержать, стреляли, но пули пролетали мимо. Так продолжалось несколько ночей. Расспросив окрестных жителей, немцы узнали — что здесь до 1929 года существовал женский монастырь. Тогда испугавшись они сразу же покинули собор. Через некоторое время открылся монастырь. Сошлись сестры, и началась монастырская жизнь, полная лишений и скорбей, в это нелегкое для всех время монахиня Феофания (Зонова) была возведена в сан игумении. Монастырю отдали подвальный и 1-й этажи игуменского корпуса с церковью. Над ними размещалась школа, что мешало Богослужению и нарушало монастырский уклад жизни. Но старая монашеская закалка помогала сестрам переносить все трудности с терпением и благодарением Богу. На праздник Вознесения в 1949 году было объявлено о закрытии обители. Сестрам предложено переехать в Лебединский монастырь Черкасской епархии, который постигла та же участь в 1951 году.
Массовое возвращение церквей и монастырей забило свежим источником в душах верующих. В 1990 году весна возрождения наступила в Козельщине. 6 марта, в день празднования Чудотворной иконы, в соборе впервые, через много лет после его закрытия, совершилось богослужение. В 1992 году содействием архим. Антония (Кузнецова), бывшего воспитанника игумении Феофании, были собраны оставшиеся козельщанские сестры. В том же году общине был возвращен статус монастыря.
23 февраля 1993 года чудотворная Козельщанская икона была перенесена в Козельщанский монастырь. Икона долгие годы хранилась в одной из частных квартир в Киеве (недалеко от Ленинградской площади), где жили бывшие монахини Козельщанского монастыря.
В настоящее время с Божией помощью и покровительством Царицы Небесной, монастырь восстанавливается из руин чтобы снова засиять своей неповторимой духовной и внешней красотой.
Уникальное свидетельство
О последних днях жизни Марии Владимировны Капнист, в честь выздоровления которой была основана сначала маленькая часовня, а позднее и Козельщанский Рождество-Богородичный монастырь, удалось узнать случайно. В Полтаве проживала монахиня мать Антония — в миру Нина Николаевна Желтовская (участница Великой Отечественной войны), которая в послевоенные годы находилась в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. Продолжительное время она состояла в переписке со священником, в свое время известным и в Полтаве церковным и общественным деятелем А. Г. Введенским. Он в последний период своей жизни жил в городе Троицке Челябинской области, а в годы гражданской войны проживал в Одессе, где судьба свела его с Марией Владимировной Капнист.
Ниже приводятся письма о. Александра Введенского, написанные в 1953 году м. Антонии (Н. М. Желтовской), в которых речь идёт об образе Козельщанской Богоматери и о судьбе М. В. Капнист.
«Здравствуйте, возлюбленная о Христе сестра Антония!
Приношу глубокое, сердечное спасибо Вам за письмо, внимание и исполнение моей просьбы. Хотя образ еще не получен, но я верю и надеюсь, что он будет, и тогда первые молитвы перед ним я вознесу за Владыку Паладия, за игумению Иннокентию, за Вас, сестра Антония, и за всех сестер Вашей обители.
Вы просите меня описать историю моего знакомства с Марьей Владимировной Капнист и ее последние дни жизни у меня. Извольте. Я с радостью делаю это, потому что история эта весьма знаменательна, поучительна и интересна.
Когда я учился в 5 кл[ассе] Черниговской духовной семинарии, мне попалась в руки «История Козельщинской Б[ожией] М[атери]». Я прочитал и усумнился. Я не поверил, чтобы девушка, 2 1/2 года не владевшая ногами, сразу встала и пошла, едва приложившись к образу. И тут же решил, как Фома неверный: «Пока не увижусь с одним из свидетелей чуда, т. е. с очевидцем чуда, не иму веры».
Таким образом червь сомнения закрался мне в душу и точил ее каждый год моей жизни. А образок все чаще и чаще попадался мне на глаза, напоминая о грехе моей юности.
Например: когда я поступил в Московскую духовную академию, я спал рядом со своим товарищем, в изголовье которого висел образок Козельщинской Б[ожией] М[атери].
Родители невесты благословили меня К[озельщинской] и[коной] Б[ожией] М[атери].
Первый молебен, когда я назначен был законоучителем Одесской 2 гимназии, был заказан К[озельщинской] и[коне] Б[ожией] М[атери].
Первый вопрос, заданный мне в 8 классе учениками, был вопрос о К[озельщинской] и[коне] Б[ожией] М[атери]. Т. е. тот самый вопрос, который смутил мою душу.
Знаменитый Фесенко, издатель хромолитографированных иконок,
предложил мне написать краткую историю К[озельщинской] и[коны] Б[ожией] М[атери]. И так далее.
В 1920 [*] г., когда хлынул поток беженцев в Одессу (в то время я был протоиереем Одесского собора), ко мне пришла одна беженка по фамилии Армашевская снимать комнату. Она понравилась мне, и комнату я сдал ей.
Вечером того же дня она попросила меня на чаек.
Я прихожу и вижу на стене образ К[озельщинской] и[коны] Б[ожией] М[атери]. Я немного смутился. Она заметила моё смущение и спрашивает, в чём дело. Я рассказываю ей то, что Вам сейчас пишу.
И замечаю, как её лицо меняется, глаза наполняются ужасом, она схватывает голову свою руками, потом берет меня за руку и говорит мне:
— Господь услышал Вашу молитву. И перед Вами не свидетельница чуда, а сама виновница чуда. Я— Марья Владимировна Капнист.
— Но Ваша фамилия Армашевская? — спрашиваю я.
— Да, но это по мужу. Надо Вам сказать, что я, получив исцеление, дала Богу обет никогда не выходить замуж. Но нарушила этот обет, и как же Господь наказал меня. Мой муж оказался горьким пьяницей. От него я имею сына и дочь. Он умер от запоя. Потом я вышла замуж за профессора Армашевского [**], бывшего городским головою г. Киева. Как я любила его. Но его расстреляли и я бежала сюда.
— Так расскажите, как же Вы исцелились, — спросил немного пришедший в себя я.
— А вот слушайте. Я училась в Полтавском институте благородных девиц. Училась хорошо. Была общей любимицей. Меня чуть ли не на руках носили, п[ри] ч[ем] отец мой, когда приезжал в институт, то всем-всем подарки привозил: и подругам, и начальнице, и воспитательницам. Любимым моим занятием было прыгать по лестнице, по ступенькам сверху вниз. Сначала через две, потом через три. А раз перепрыгнула через пять. И впервые почувствовала боль в ступне ноги. Сначала скрывала эту болезнь. Но она становилась всё острее и больнее. Воспитательница обратила внимание, пригласила врача, и оказали первую помощь. Но боль не унималась. Появилась опухоль, стало выкручивать ногу. Пригласили профессоров из Киева. По делнем [***] совещании забинтовали в гипс. Так пролежала до св. Пасхи. Родители мои собирались в храм. И меня звали. Но я подумала, что буду там всем в тягость, и не поехала. И хорошо сделала. Когда они уехали, со мною случилось новое несчастье. Вторую ногу стало выворачивать. И я пережила новые мучительные боли. Вызвали экстренно врачей и вторую мою ногу залили в гипс. И вот 2 1/2 года лежала я в гипсе, как труп. Сколько приезжало врачей из Москвы, Харькова, Киева, не помню уже. И вот как-то домашний фельдшер дал совет обратиться к парижскому профессору Шарко, слава которого гремела по всей Европе.
Может быть, у дочери Вашей болезнь возникла на нервной почве, — говорили фельдшера. Отец мой на всё готов был, лишь бы помочь мне. И он написал Шарко. Тот ответил, что специально в Полтаву не поедет, но в Москве готов осмотреть больную дочь. Назначен был день приезда Шарко в Москву. Начались приготовления к отъезду. Мучительные были дни. Мать почти оставила меня одну. А я каждую минуту зову ее посидеть, поговорить, успокоить. Наконец, мама устала от моих просьб и раз приходит и приносит мне образ Б[ожией] М[атери] и говорит:
— Маша, вот наш фамильный образ. И в нашей семье живет такое предание: если кто из больных приложится к образу и почистит его, тот обязательно выздоровеет. — С этими словами и подает мне образ Б[ожией] М[атери] — а я тут же подумала: хочет отвязаться от меня. Но я образ все-таки взяла и полотенцем отерла его и, усмотревшись в лик Божией Матери стала молиться:
— Пречистая Богомати! Я — калека. Мне горькая жизнь уготована. Возьми меня к Себе или восстави от одра болезни.
В один миг сильная боль, появившая[ся] в позвоночнике, заставила меня закричать и лишила меня сознания.
Все сбежались на мой крик. Я вскоре очнулась и почувствовала, что ко мне вернулась способность владеть ногами.
— Мама! Я исцелилась! — воскликнула я.
— Перестань, Маша, этим не шутят.
— Но посмотри, посмотри, я шевелю ногами.
Действительно, я исцелилась. Позвали врача, сняли гипс, я поднялась, села на кровати, а потом бросилась на шею матери. Но ноги ослабели, и я снова улеглась на постель. С этих пор я быстро стала крепнуть и к отъезду в Москву ходила, как и все.
Я не стану описывать, как мы поехали в М[оскву], что говорили профессора и что говорил Шарко. Скажу только, что Шарко сказал отцу: «Если бы не профессора, лечившие больную, то я не поверил бы Вам».
Весь 1920 г. М[ария] В[ладимировна] прожила у меня, на Кузнечной ул., д. 14, кв 19. Жила она тихо, спокойно, часто посещала церковь, а вечера проводила с моей семьей в душеспасительной беседе. К концу года появились у нее нарывы на голове и оч[ень] большие. Она почувствовала надвигающуюся смерть и причастилась. Исповедь ее была на редкость глубокая — сердечная, христианская. Умерла в полном примирении со всеми. Последние ее слова были: «Господи, спаси от бед сестер моей обители. Батюшки, никогда не забывайте в своих молитвах моих дорогих сестер». И с этой молитвой умерла.
Похоронена она мною в 1921 г. на Одесском 3-м кладбище под фамилией Армашевская (по 2-му мужу).
Мир праху ея и вечный покой ея душе!
Письмо кончаю, а посылки с образом до сих пор нет.
Среди полтавского духовенства нет ли протоиерея о[тца] Григория Лысяка, моего бывшего сослуживца по Одессе? Пишут мне, будто он в Полтаве.
Еще одна просьба: 6/ХII по новому ст[илю] помолитесь о здравии моем.
Есть ли в Полтаве сушеные белые грибы и в какой цене? Я вышлю денег, и попрошу выслать 3 кг.
Душевно Ваш прот[оиерей] Ал. Введенский».
П. Н. «Только что получил повестку на Вашу посылку. Сколько радости, сколько благодарности наполняют мою душу. Глубокое, сердечное спасибо всем, порадовавшим меня.
Благодарим Вам молитвами».
Письмо второе, написанное А. Г. Введенским вскоре после первого, в том же 1953 году.
«Возлюбленная о Христе сестра Антония!
Еще и еще раз благодарю за присланный Вами образок Козельщинской иконы Божией Матери. При взгляде на него слезы полились из глаз моих и уже не послышались старые слова укоризны: „не буди неверен, но верен“, какие всегда теснились в мою душу при взгляде на сей образ, как об этом я Вам писал.
Вот только горе. Не имею акафиста. Убедительно прошу Вас. Поручите какой-нибудь машинистке напечатать на пишущей машинке в 3-х экз[емплярах] акафист. Все расходы я оплачиваю немедленно по получении.
Все Ваши имена я вписываю[в] помянник и молитва о них ежедневно будет возноситься во время литургии. Кроме того, когда получу акафист, на молебне тоже будем молиться всей церковью.
Прошу и меня поминать в своих св[ятых] молитвах.
Сообщаю, что Марья Владимировна до последних дней ходила на ногах бодро и не жаловалась на них.
Я кратко описал Вам последние[дни] жизни ея. По мере возможности я буду восполнять свои воспоминания какими-нибудь подробностями.
Одновременно пишу письмо и Вашему владыке за содействие, оказанное мне при обретении желаемого и любимого образа.
Да хранит Вас Пресвятая Владычица за бесценный и святой дар.
Прот[оиерей] А. Введенский.
Передайте сестрам, что по завещанию М[арьи] В[ладимировны] я всегда молюсь о сестрах ея обители. Я молюсь общей молитвой, но если Вы пришлете список всей братии, я буду рад выполнить волю покойницы до мельчайших подробностей.
А. В.
Не попадались ли Вам в Полтаве мои сочинения: 1) Религиозные сомнения наших дней п. 1. 2) Заслуги церкви перед обществом и государством. Учебник св. истории Ветхого и Нового Завета и переводы мои: Бророа. Сомнения старых и юных. Нилькеса „Катехизис неверующих“ и т. д. Никак не могу найти их».
__________________________
Примечания
* Автор письма ошибочно написал «1921».
** П. Я. Армашевский (1851-1919) — известный украинский геолог, профессор Киевского университета.
*** Так в письме.
Из брошюры В. Жук, Г. Сердюк. «Перлина Козельщини» («Жемчужина Козельщины»), Полтава, 1992.
ЧУДЕСА ПОСЛЕДНЕГО ВРЕМЕНИ
I
Самое первое чудо совершилось 23 февраля 1993 г., когда в обитель вернулась чудотворная икона Божией Матери. Духовенство с сестрами монастыря вышли навстречу к образу. Среди духовенства находился архимандрит Антоний, приехавший на торжество с Гомельской епархии. Он был болен гриппом и с трудом разговаривал. Священники вынесли икону из автобуса. Приняв на руки чудотворный образ, отец архимандрит Антоний неожиданно для себя и для других запел. Знавшие про его болезнь, были поражены чуду. Несколько минут назад не в силах произнести и слова, архимандрит запел, да так сильно, что покрыл все голоса. Всю праздничную всенощную и литургию пропел на клиросе не чувствуя никакой болезни.
II
Следующий замечательный случай помощи Царицы Небесной. В начале весны того же года из Киева доставили лес. Доски сгрузили около собора и уехали. Начало темнеть, а занести их в храм некому. Тогда людей было мало, в основном все пожилые, от силы было человек 5–6, но и, конечно, было не под силу самим перенести их. Матушка игуменья Ираида (ныне покойная) взмолилась перед иконою Божией Матери о помощи, и Царица Небесная не отвергла ее просьбу. В эту же ночь поездом приехало 10 человек паломников из Кировограда, и утром благополучно все дружно занесли доски в собор. Среди приехавших паломников был мужчина, имевший на обеих ногах экзему. Отслужив молебен и приложившись к образу Божией Матери, он взял с собой святой воды и масло от лампады и уехал домой. Дома в течение некоторого времени вытирал ноги маслом и святой водой. И совершилось чудо. Через месяц на ногах остались одни шрамы, и он уже свободно мог ходить, не чувствуя боли в ногах. После своего исцеления этот мужчина приехал отслужить благодарственный молебен и поблагодарить Целительницу немощных за оказанную милость.
III
Вот еще поразительный случай милости Божией, скорой помощи Царицы Небесной и грозное наказание за неисполнение обещания, данного перед иконою Божией Матери. В одной семье, проживающей в г. Полтава, заболел почечной болезнью 3–летний мальчик Артемка. Урину выводили искусственным способом, и он не мог ходить. Родители начали возить его ко всем областным врачам, профессорам, но они помочь мальчику не смогли. Чудный ребенок сам вразумил родителей. Когда он играл, то складывал из карандашей крест и целуя его, говорил: «Никто меня не вылечит, только Бог». Как говорит народная пословица — «Как горе — так и к Богу». Так и получилось. Родители Артемки, не видя помощи от земных врачей, обратились к Богу. Они услышали, что есть в п. Козельщине Чудотворная икона Божией Матери. В воскресный день они всей семьей приехали в монастырь. После литургии отстояли акафист. Обычно, убитые горем люди, молятся искренне, со слезами, с верой и надеждой на помощь. Так и мама Артемки со слезами и верою молилась перед чудотворным образом. Во время молитвы она пообещала Божией Матери, если мальчик исцелится, то она повенчается со своим мужем, поисповедуется, причастится, сделает пожертвование на монастырь и вообще исправит свою жизнь. Удивительный ребенок и очень терпеливый. Видно было, что во время молебна ему было очень больно, но он не издал ни одного стона, только зажмурился, скривился и еще крепче прижимался к маме. После молебна они уехали домой. Вечером в тот же день звонит радостная мама и сообщает, что Артемка без медицинских препаратов сходил на горшочек. Да, и это стало для Них великой радостью. Через месяц приезжают мама с Артемкой. Он уже своими ножками ходит, личико радостное, светлое, отечность сошла. Мама сообщает, что мальчик полностью исцелился. Еще раз с благодарностью приложившись к иконе Божией Матери, уехали домой. Мальчик поправился, все скорби позади, и потекла жизнь своим чередом. Время проходит, обеты, данные перед чудотворным образом, не исполняются. Как говорят — «Господь долго терпит, но больно наказывает». Так и случилось с мальчиком. По вине родителей, не исполнивших обеты, мальчик опять заболел, но уже не к исцелению, а к смерти. И Господь забирает ребенка к себе. Вскоре после смерти Артемка явился во сне матери и сказал: «Не скорбите, мне здесь хорошо, и приносят конфеты, которые ты даешь на панихиду».
Тяжелое испытание пережила эта семья, и родители вынесли из него самое главное — веру. И это послужит примером для всех нас, а главное — как страшно обещать Богу и не выполнять.
IV
В д. Дюбовиновка Полтавской области в семье Дудченко монастырский священник О. Петр совершал освящение дома. Во время освящения мальчику Вите стало плохо, он потерял сознание. О. Петр прочел над ним молитву, но Витя очнулся только через 15 минут. Батюшка пригласил семью приехать в воскресный день на литургию. Это была пятница. В субботу мальчик чувствовал себя нормально, в воскресенье утром ему опять стало плохо, открылась рвота, родители растерялись, не зная, что с ним. С трудом доехали до обители, до церкви шел сам. Когда переступил церковный порог, с ним произошло расслабление всего тела, родители под руки донесли его до скамейки, не владея собой, пролежал он до «Отче наш».
онастырские священники о. Петр и о. Иоанн совершали обряд воцерковления (вводины), священники несли его на руках, после этого ему стало немного лете. Усадив на стул, батюшка исповедал. К причастию его подвели. После литургии был молебен с акафистом Божией Матери, мальчик снова почувствовал тошноту. Весь молебен ему было плохо. В конце молебна к мальчику вернулись сила и крепость. Без посторонней помощи Витя приложился к иконе. Болезнь больше не возвращалась. Сейчас они постоянные прихожане в обители, радостно видеть людей, обретших Бога и веру.
V
22 февраля 1993 г. образ Козельщанской Божией Матери находился в Свято-Троицкой церкви г. Кременчуга для поклонения. Очередь была большой на несколько часов. Со своей бабушкой стоял будущий первоклассник Коля, страдавший заболеванием ноги.
По заключению медицинского обследования на кости был нарост, и мальчика готовили к операции. Во время ожидания к Коле подошел священник о. Григорий и повел его приложиться к иконе. Бабушка слезно молилась об исцелении внука. Через некоторое время они снова подходили к иконе. Прошло несколько месяцев, и мальчик стал говорить, что ножка не болит. Сделали снимок, и нароста на кости не оказалось, необходимость операции отпала.
9 декабря 1993 г. бабушка с мальчиком приезжали в обитель, отслужили благодарственный молебен Царице Небесной.
VI
Прихожане главного храма Мелитопольского мужского монастыря святого Саввы Освященного наблюдают чудо - отобразившийся на стекле киота образ Божией Матери «Козельщанская».
Чудесное отображение было обнаружено в начале апреля 2007 года. Эта икона находилась в алтаре, в северном приделе в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Еще до строительства нового храма она находилась в старом. Киот был уже старый, и плотник Василий по благословению о. Александра, который служит в этом приделе, должен был заменить его на новый. Разбирая киот, он и обнаружил отображение. После этого икона и стекло в отдельных киотах были помещены в храме для поклонения верующих. Отображение довольно четкое, видны лики Пресвятой Богородицы и Богомладенца, детали ликов, глаза. Отображение выглядит как полупрозрачное влажное напыление с четкими контурами.
По материалам сайтов
1. Полтавская Миссионерская Духовная Семинария.
2. ”Сказание о явлении и чудесах
Козельщанской иконы Пресвятой Богородицы”
3. Мелитопольский мужской монастырь святого Саввы Освященного.
4. Читайте также - “Козельщанское чудо”
Тропарь Иконе Божией Матери Козельщанская,
глас 4 :
Веселися, земле Полтавская /
и все Отечество наше православное, /
се бо яко светозарное солнце, /
явися предчудная икона Твоя, Преблагословенная Богомати, /
мир озаряющи множеством чудес Твоих, /
теми убо обретаем (яже на земли, вся благая и полезная, /
и сущих, яже на Небеси, сокровищ сподобляемся. /
Сего ради вопием Ти: /
радуйся, Похвало наша приснопокланяемая, /
спаси ны, молящияся Тебе, /
единая Надеждо и Радование вечное поющих Тя.
День памяти: 6 марта (21 Февраля по ст. стилю)