Сайт Подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского при ЦКБ святителя Алексия, митрополита Московского, г. Москвы
 

Антиминс

 

Главной святыней алтаря является престол. Это четырехугольный стол, который символизирует Трон Божий. На престоле лежит Святое Евангелие, кресты, стоит Дарохранительница со святыми Дарами - Телом и Кровью Христа. Именно на престоле мы совершаем Литургию.

Собственно, именно на престоле и было положено с древности совершать Литургию. Мы помним, что в первые века христианства было принято совершать Литургию на гробах христианских мучеников. Впоследствии, после прекращения гонений на христиан (c VIII века) и при увеличении количества храмов, часть мощей, согласно 7-му Правилу Седьмого Вселенского Собора, начали вкладывать в появившиеся престолы (в специальные ковчежцы), что стало обязательной частью чина освящения храма.

В престол вкладывали частицу мощей святых мучеников (или просто святых).
Затем престол и весь храм освящался архиереем (епископом этого города).
И лишь после этого посланный в этот храм священник мог совершать службу.

Итак, освященный престол с частицей мощей и есть та святыня, которая делает возможным совершение Литургии в конкретном храме.

Однако представим себе, что храм построен в глухой чаще или в горах. И епископ не может оперативно добраться туда, чтобы совершить полный чин освящения. Или храм еще строится, а люди нуждаются в том, чтобы Божественная служба совершалась. Или священник уходит в затвор, в пустыню и там собирается служить Литургию (для себя или для иных затворников), или миссионер едет к дикарям, чтобы крестить их, и он тоже как-то должен для них служить службу… Таким образом, еще с древности появилась нужда в «переносных» престолах. И для этого был изобретен антиминс («вместопрестолие»).

Он представлял из себя плат с зашитой частицей мощей. На антиминсе было написано, где можно с этим антиминсом совершать богослужение.

Вот как об этом пишет св. Симеон Солунский в 14-м веке: «Эти антиминсы делаются из льняной ткани и употребляются вместо священной Трапезы (то есть престола. – свящ. К.П.). Они предварительно шьются и изготавливаются… и на них совершается все, что и на божественной Трапезе. Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, полным чином освященные, посылаются в места, где нет престола, и на них совершается божественное священнодействие Таин».

Таким образом, мы видим, что такое антиминс и для чего он нужен. И мы видим, что антиминс не обязателен в том храме, который освящен полным чином и в котором есть освященный престол. Но он нужен для богослужения в доме или храме неосвященном.
Этот принцип сохранялся в Греции и в Древней Руси. Антиминс мог быть, но его могло и не быть.

Однако Собор Русской Церкви 1655 года постановил, чтобы антиминс был в любом храме, даже освященном. Постановления Собора соблюдаются в России незыблемо и ныне. В Греции соблюдается древняя практика, то есть если престол храма освящен полным чином, антиминса там может не быть.

В России чаще всего мы встречаемся со следующей ситуацией: строится (или реставрируется) храм. В этот храм владыка надписывает и посылает антиминс. И в храме совершается Божественная служба. А когда храм полностью восстановлен, тогда происходит торжественный чин его освящения. Но и после освящения антиминс остается лежать на святом престоле.

В богослужении антиминс употребляется только на Литургии. На сугубой ектении священник раскрывает илитон (красный плат, в который завернут сам антиминс) и затем антиминс, оставляя сложенной только верхнюю его часть. Во время прошения о Патриархе и правящем архиерее священник целует на антиминсе подпись архиерея в знак того, что он совершает Литургию по благословению своего правящего архиерея. На ектении об оглашенных антиминс открывается полностью, а затем крестообразно осеняется антиминсной губкой. С Великого входа на раскрытый антиминс ставятся потир и дискос. Чтобы не осталось на антиминсе и илитоне крошек, они после причащения мирян стряхиваются с антиминса в потир.

 

Перед прочтением заамвонной молитвы в антиминс вкладывается антиминсная губка, а затем он дважды складывается втрое, так что, когда он развернут, складки образуют крест. Сложенный антиминс, находясь в илитоне, таким же образом накрывается им, а сверху кладётся напрестольное Евангелие.

Источники :

Википедия”  

Азбука веры” - на сайте представлены фотографии старинных антиминсов.

 

 

В антиминс храма Тихвинской иконы Божией Матери вложены частицы мощей святых мучеников Прова, Тараха и Андроника, которые доблестно пострадали за веру во Христа Спасителя в царствование императора Диоклетиана в 304 году в городе Тарсе Киликийском. Память их совершается 25 октября по новому стилю.

 

 


СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ ПРОВ, ТАРАХ И АНДРОНИК († 304 г.).

 

Святые мученики Пров, Тарах и Андроник пострадали за Христа в 304 году в городе Тарсе Киликийском.  

По мученическим актами и синаксарным сказаниям известно, что мученики допрашивались поодиночке, и сам допрос был в таком порядке: сначала, как старший годами, Тарах, потом Пров и, наконец, Андроник.

На первом допросе святой Тарах смело исповедовал себя христианином, отвечая на неоднократные вопросы проконсула Максима о его имени. “Я - христианин. Это имя для меня дороже и славнее, нежели имя, данное родителями. Но если нужно знать и то имя, - я называюсь Тарахом”. Игемон Максим, раздраженный его смелыми ответами и обличениями, говорил своим воинам: “Бейте его по зубам… сокрушите его челюсти… снимите с него хитон и пустите в дело палки”. Через некоторое время был произведен второй допрос. Игемон уговаривал Тараха последовать его разумному совету и принести жертвы богам. “Я - христианин, - отвечал дерзновенно Тарах, - я молюсь, чтобы ты и твой самодержец оставили ослепление и познали истинного Бога”. - “Бейте его камнями по зубам”. И зубы были сокрушены. Но Тарах говорил: “Ты ничем не заставишь меня отказаться от истинного Бога, хотя бы все члены мои были сокрушены; я стою твердо, так как меня укрепляет Христос”. - “Бейте его по рту”. - “Вот зубы мои выпали и челюсти сокрушены, я не могу кричать, но ты не повредишь душе моей. Я побеждаю тебя именем Бога, меня укрепляющего”. Такое дерзновенное исповедание вызвало еще большее раздражение у игемона, и он придумывает новые казни, одну тяжелее другой: “Бейте его, влейте ему уксус с солью в нос. Поднимайте его”. С новым дерзновением Тарах исповедует себя христианином на третьем допросе, обличая безумие и слепоту игемона и язычников. Игемон в неистовстве опять приказывает бить святого, жечь его руки, голову, отрезать бритвой уши и терзать. На предложение язычников принести жертву идолам святой Тарах, старый воин, ответил, что он приносит жертву Единому, Истинному Богу в чистом сердце. Все эти испытания передает преподобный Иосиф Песнописец в своем каноне святым мученикам: “Витийствуя Божественная и богословствуя о спасительном учении, ты, Тарах, терпишь устен растерзание, крепостию ума своего заграждая уста, говорящия нечестия на Бога” (п. 5, тр. 2).

Другой мученик, Пров, также на первом допросе исповедовал себя христианином: “Имя мое первое и честнейшее - христианин; другое же имя, данное людьми, - Пров”. На обещание милостей и даров от царя, за отречение от веры, Пров сказал: “Я не ищу милостей; я сам был богат и оставил богатство, чтобы служить Богу истинному”. Судья велел предать его мукам: его били сначала воловьими жилами по спине, по животу, растягивали, поджигали, приставляли к груди раскаленное железо, били по рту, сокрушали и поджигали голени, растягивали на четыре степени, выкололи глаза. “Когда мое тело страдает, - говорил идолопоклонникам святой Пров, - тогда душа моя исцеляется и оживляется”. Вот какими досточудными словами воспевает святой Иосиф Песнописец страдания святого Прова: “Ты, мученик Пров, претерпел раны по хребту и чреву, был растерзаем, огнем поджигаем, а грудь - раскаленными рожнами, был биен по устам” (п. 3, тр. 2); “Ты терпишь голеней болезненное сокрушение, начетверо растяжение, очес изъятие” (п. 4, тр. 3)..

Андроника, самого молодого, почетнейшего гражданина Ефеса, привели последним. Он не уступал своим старшим товарищам в христианском дерзновении. Когда на данные ему вопросы он дал такие же ответы, его заключили в темницу. Проконсул велел его поднять (разумеется, на мучилищное древо), наносить ему лютейшие раны воловьими жилами, поджигать, выбить зубы, отрезать язык, резать голени. Певец так воспоминает его страдания: “Мученик Андроник! Ты, как агнец, вознесен был (т. е. повешен), претерпел болезни лютейших ран, огня попаление, зубов искоренение, богословнаго твоего языка отъятие, голеней отрезание” (п. 3, тр. 3; п. 4, тр. 4).

Ничего не мог сделать мучитель с мучениками. Когда им угрожали смертью, они говорили: “Умирают те, которые творят зло; но мы оживем на небесах, ибо Господь - воскресение наше. Не надейтесь отвратить нас от Бога; мы всем сердцем служим Ему, и не боимся угроз”.

Они остались тверды и непоколебимы среди множества напастей, как столпы неразрушимые, “утвердивши свои сердца на камени веры” (п. 5, тр. 1).

Судья, потеряв всякую надежду склонить их к отречению, осудил их на съедение зверям. Мученики сами не могли идти, их принесли и бросили на середину амфитеатра. “Выпущено было немало зверей, но они не коснулись тел святых”. Максим был в сильном гневе, велел выпустить на осужденных самых свирепых зверей - медведицу, львицу, но они не подошли к мученикам, а лизали их раны или наклоняли к ним свои головы. Прославляя это торжество мучеников, преподобный Иосиф переносится мыслью к подобному же случаю в ветхозаветной истории и поет: “Как в древности звери устыдились Даниила во рве, так и ныне они устрашились на тризнищи крепких воинов благодати (по-славянски - веры), будучи укрощены честными их страданиями” (п. 6, тр. 1). Наконец, негодующий Максим приказал мечом убить мучеников: “В себе неистовяся (неистовствуя, беснуясь), пребезумный мучитель, побежденный вашими противостояниями, вскоре повелевает умертвить вас мечом” (п. 8, тр. 2).

Истязатели изощрялись в мучениях, какие только могла измыслить их злоба, а потом разрубили тела святых на части. Христиане тайно взяли останки мучеников и похоронили.

 

Источник: www.na-gore.ru

 

Тропарь Прову, Тараху и Андронику, глас 5

Святых мученик исправлением /
Небесныя силы преудивишася, /
яко в теле смертнем, /
безтелеснаго врага силою Креста, /
подвизавшеся добре, победиша невидимо. /
И молятся Господу /
помиловатися душам нашим.

День памяти:  Октябрь 12 (25 октября по новому стилю)