Главной святыней алтаря является престол. Это четырехугольный стол, который символизирует Трон Божий. На престоле лежит Святое Евангелие, кресты, стоит Дарохранительница со святыми Дарами - Телом и Кровью Христа. Именно на престоле мы совершаем Литургию.
Собственно, именно на престоле и было положено с древности совершать Литургию. Мы помним, что в первые века христианства было принято совершать Литургию на гробах христианских мучеников. Впоследствии, после прекращения гонений на христиан (c VIII века) и при увеличении количества храмов, часть мощей, согласно 7-му Правилу Седьмого Вселенского Собора, начали вкладывать в появившиеся престолы (в специальные ковчежцы), что стало обязательной частью чина освящения храма.
В престол вкладывали частицу мощей святых мучеников (или просто святых).
Затем престол и весь храм освящался архиереем (епископом этого города).
И лишь после этого посланный в этот храм священник мог совершать службу.
Итак, освященный престол с частицей мощей и есть та святыня, которая делает возможным совершение Литургии в конкретном храме.
Однако представим себе, что храм построен в глухой чаще или в горах. И епископ не может оперативно добраться туда, чтобы совершить полный чин освящения. Или храм еще строится, а люди нуждаются в том, чтобы Божественная служба совершалась. Или священник уходит в затвор, в пустыню и там собирается служить Литургию (для себя или для иных затворников), или миссионер едет к дикарям, чтобы крестить их, и он тоже как-то должен для них служить службу… Таким образом, еще с древности появилась нужда в «переносных» престолах. И для этого был изобретен антиминс («вместопрестолие»).
Он представлял из себя плат с зашитой частицей мощей. На антиминсе было написано, где можно с этим антиминсом совершать богослужение.
Вот как об этом пишет св. Симеон Солунский в 14-м веке: «Эти антиминсы делаются из льняной ткани и употребляются вместо священной Трапезы (то есть престола. – свящ. К.П.). Они предварительно шьются и изготавливаются… и на них совершается все, что и на божественной Трапезе. Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, полным чином освященные, посылаются в места, где нет престола, и на них совершается божественное священнодействие Таин».
Таким образом, мы видим, что такое антиминс и для чего он нужен. И мы видим, что антиминс не обязателен в том храме, который освящен полным чином и в котором есть освященный престол. Но он нужен для богослужения в доме или храме неосвященном.
Этот принцип сохранялся в Греции и в Древней Руси. Антиминс мог быть, но его могло и не быть.
Однако Собор Русской Церкви 1655 года постановил, чтобы антиминс был в любом храме, даже освященном. Постановления Собора соблюдаются в России незыблемо и ныне. В Греции соблюдается древняя практика, то есть если престол храма освящен полным чином, антиминса там может не быть.
В России чаще всего мы встречаемся со следующей ситуацией: строится (или реставрируется) храм. В этот храм владыка надписывает и посылает антиминс. И в храме совершается Божественная служба. А когда храм полностью восстановлен, тогда происходит торжественный чин его освящения. Но и после освящения антиминс остается лежать на святом престоле.
В богослужении антиминс употребляется только на Литургии. На сугубой ектении священник раскрывает илитон (красный плат, в который завернут сам антиминс) и затем антиминс, оставляя сложенной только верхнюю его часть. Во время прошения о Патриархе и правящем архиерее священник целует на антиминсе подпись архиерея в знак того, что он совершает Литургию по благословению своего правящего архиерея. На ектении об оглашенных антиминс открывается полностью, а затем крестообразно осеняется антиминсной губкой. С Великого входа на раскрытый антиминс ставятся потир и дискос. Чтобы не осталось на антиминсе и илитоне крошек, они после причащения мирян стряхиваются с антиминса в потир.
Перед прочтением заамвонной молитвы в антиминс вкладывается антиминсная губка, а затем он дважды складывается втрое, так что, когда он развернут, складки образуют крест. Сложенный антиминс, находясь в илитоне, таким же образом накрывается им, а сверху кладётся напрестольное Евангелие.
Источники :
“Азбука веры” - на сайте представлены фотографии старинных антиминсов.
В антиминс храма Тихвинской иконы Божией Матери вложены частицы мощей святых мучеников Прова, Тараха и Андроника, которые доблестно пострадали за веру во Христа Спасителя в царствование императора Диоклетиана в 304 году в городе Тарсе Киликийском. Память их совершается 25 октября по новому стилю.
СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ ПРОВ, ТАРАХ И АНДРОНИК († 304 г.).
Святые мученики Пров, Тарах и Андроник пострадали за Христа в 304 году в городе Тарсе Киликийском.
По мученическим актами и синаксарным сказаниям известно, что мученики допрашивались поодиночке, и сам допрос был в таком порядке: сначала, как старший годами, Тарах, потом Пров и, наконец, Андроник.
На первом допросе святой Тарах смело исповедовал себя христианином, отвечая на неоднократные вопросы проконсула Максима о его имени. “Я - христианин. Это имя для меня дороже и славнее, нежели имя, данное родителями. Но если нужно знать и то имя, - я называюсь Тарахом”. Игемон Максим, раздраженный его смелыми ответами и обличениями, говорил своим воинам: “Бейте его по зубам… сокрушите его челюсти… снимите с него хитон и пустите в дело палки”. Через некоторое время был произведен второй допрос. Игемон уговаривал Тараха последовать его разумному совету и принести жертвы богам. “Я - христианин, - отвечал дерзновенно Тарах, - я молюсь, чтобы ты и твой самодержец оставили ослепление и познали истинного Бога”. - “Бейте его камнями по зубам”. И зубы были сокрушены. Но Тарах говорил: “Ты ничем не заставишь меня отказаться от истинного Бога, хотя бы все члены мои были сокрушены; я стою твердо, так как меня укрепляет Христос”. - “Бейте его по рту”. - “Вот зубы мои выпали и челюсти сокрушены, я не могу кричать, но ты не повредишь душе моей. Я побеждаю тебя именем Бога, меня укрепляющего”. Такое дерзновенное исповедание вызвало еще большее раздражение у игемона, и он придумывает новые казни, одну тяжелее другой: “Бейте его, влейте ему уксус с солью в нос. Поднимайте его”. С новым дерзновением Тарах исповедует себя христианином на третьем допросе, обличая безумие и слепоту игемона и язычников. Игемон в неистовстве опять приказывает бить святого, жечь его руки, голову, отрезать бритвой уши и терзать. На предложение язычников принести жертву идолам святой Тарах, старый воин, ответил, что он приносит жертву Единому, Истинному Богу в чистом сердце. Все эти испытания передает преподобный Иосиф Песнописец в своем каноне святым мученикам: “Витийствуя Божественная и богословствуя о спасительном учении, ты, Тарах, терпишь устен растерзание, крепостию ума своего заграждая уста, говорящия нечестия на Бога” (п. 5, тр. 2).
Другой мученик, Пров, также на первом допросе исповедовал себя христианином: “Имя мое первое и честнейшее - христианин; другое же имя, данное людьми, - Пров”. На обещание милостей и даров от царя, за отречение от веры, Пров сказал: “Я не ищу милостей; я сам был богат и оставил богатство, чтобы служить Богу истинному”. Судья велел предать его мукам: его били сначала воловьими жилами по спине, по животу, растягивали, поджигали, приставляли к груди раскаленное железо, били по рту, сокрушали и поджигали голени, растягивали на четыре степени, выкололи глаза. “Когда мое тело страдает, - говорил идолопоклонникам святой Пров, - тогда душа моя исцеляется и оживляется”. Вот какими досточудными словами воспевает святой Иосиф Песнописец страдания святого Прова: “Ты, мученик Пров, претерпел раны по хребту и чреву, был растерзаем, огнем поджигаем, а грудь - раскаленными рожнами, был биен по устам” (п. 3, тр. 2); “Ты терпишь голеней болезненное сокрушение, начетверо растяжение, очес изъятие” (п. 4, тр. 3)..
Андроника, самого молодого, почетнейшего гражданина Ефеса, привели последним. Он не уступал своим старшим товарищам в христианском дерзновении. Когда на данные ему вопросы он дал такие же ответы, его заключили в темницу. Проконсул велел его поднять (разумеется, на мучилищное древо), наносить ему лютейшие раны воловьими жилами, поджигать, выбить зубы, отрезать язык, резать голени. Певец так воспоминает его страдания: “Мученик Андроник! Ты, как агнец, вознесен был (т. е. повешен), претерпел болезни лютейших ран, огня попаление, зубов искоренение, богословнаго твоего языка отъятие, голеней отрезание” (п. 3, тр. 3; п. 4, тр. 4).
Ничего не мог сделать мучитель с мучениками. Когда им угрожали смертью, они говорили: “Умирают те, которые творят зло; но мы оживем на небесах, ибо Господь - воскресение наше. Не надейтесь отвратить нас от Бога; мы всем сердцем служим Ему, и не боимся угроз”.
Они остались тверды и непоколебимы среди множества напастей, как столпы неразрушимые, “утвердивши свои сердца на камени веры” (п. 5, тр. 1).
Судья, потеряв всякую надежду склонить их к отречению, осудил их на съедение зверям. Мученики сами не могли идти, их принесли и бросили на середину амфитеатра. “Выпущено было немало зверей, но они не коснулись тел святых”. Максим был в сильном гневе, велел выпустить на осужденных самых свирепых зверей - медведицу, львицу, но они не подошли к мученикам, а лизали их раны или наклоняли к ним свои головы. Прославляя это торжество мучеников, преподобный Иосиф переносится мыслью к подобному же случаю в ветхозаветной истории и поет: “Как в древности звери устыдились Даниила во рве, так и ныне они устрашились на тризнищи крепких воинов благодати (по-славянски - веры), будучи укрощены честными их страданиями” (п. 6, тр. 1). Наконец, негодующий Максим приказал мечом убить мучеников: “В себе неистовяся (неистовствуя, беснуясь), пребезумный мучитель, побежденный вашими противостояниями, вскоре повелевает умертвить вас мечом” (п. 8, тр. 2).
Истязатели изощрялись в мучениях, какие только могла измыслить их злоба, а потом разрубили тела святых на части. Христиане тайно взяли останки мучеников и похоронили.
Источник: www.na-gore.ru
Тропарь Прову, Тараху и Андронику, глас 5
Святых мученик исправлением /
Небесныя силы преудивишася, /
яко в теле смертнем, /
безтелеснаго врага силою Креста, /
подвизавшеся добре, победиша невидимо. /
И молятся Господу /
помиловатися душам нашим.
День памяти: Октябрь 12 (25 октября по новому стилю)